История русской печи

История русской печи

Знаменитая русская печь, которая была сердцем русской избы, по своей многофункциональности достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Она согревала избу, была оборудована теплой лежанкой для малых детей и стариков, имела встроенный котел для нагрева воды, позволяла сушить на себе одежду, печь хлеб, готовить еду, принимала в себя дымовую трубу самовара. Пища, приготовленная в русской печи в чугунках и глиняных горшках, была особенная, томленая. Чугунки и чугуны ставились в печь малыми и большими ухватами.

Объемное понятие -  печь ассоциируется с понятием «Домашний очаг» - это когда всей семье тепло, уютно и все здоровы.

Русская печь – это главный оберег семьи. Печь была основой основ, у печного столба заключались договоры, с заговором « мышка, мышка на тебе репный, дай мне костяной» - бросался на печь через левое плечо выпавший молочный детский зубик, в подпечье обитал домовой – покровитель и друг семьи.

Появлением русской печи мы обязаны нашим предкам- славянам, проживавшим в условиях суровых зим. Первые археологические находки на территории расселения восточных славян, связанные с печью, относится к VI веку.

Печи были невелики 1х1 м, прямоугольной формы, выполнены из камня (каменка), какой попадется под руку (песчаник, известняк), внизу печи - более крупный, вверху – поменьше. Щели замазывались глиной с битыми черепками от горшков.

Верх печи закрывался плоским камнем, где ставили жаровню.

Следы «курных» или «черных» печей, относящиеся к VII веку, были обнаружены на берегах Днепра, где проживали племена северян (территория Румынии, Болгарии). Проживая в полуземлянках, наши предки вырезали печь в материковой породе, одновременно с выкапыванием котлована под жилище. Свод такой печи был сплошным, дым при этом выходил наружу через устье в помещение, оседая толстым слоем сажи на верхних венцах стен и внутренней крыше. В жилищах славян долгое время не делались потолки, и высота курной избы доходила до 4 м при небольшой площади, чтобы дым от печи плавал выше голов обитателей жилища, а не разъедал им глаза.

Печь ставилась устьем к выходу в правый угол, в котором хозяйничала женщина, это место называлось «бабий кут». Поскольку разожженная печь была  единственным источником света в доме, то рядом с печью на лавке сидела и пряла женщина. Левостороннее расположение печи в доме встречалось, но было не верным, так как свет неудачно падал для работы, получалось «не с руки прясть». Такие избы В.И. Даль назвал «избы-неряхи» - за левостороннее расположение печи в доме.

В VIII-X веках конструкции печи претерпела некоторые изменения. Печи стали делать из глины на плетеном каркасе, в процессе топки такой печи каркас выгорал, а глина обжигалась, набирая прочность. Устье печи делалось мелким - на размер полена, для готовки пищи в своде печи устраивали отверстие, куда можно было вставить горшок.

К XII –XIII векам печи увеличились в размере до 2 м, к этому же периоду относится и появление дымохода на юге Руси. В те времена дымоход выкладывался горизонтально, в отличие от  классической печи. Конструкция дымохода была примитивна: доска, обмазанная глиной с размещенным над ней опрокинутым глиняным желобом, пристраивалась к верхней части печи. На север Руси дымоходы дошли гораздо позже, еще долгое время наши предки топили свои избы «по-черному».

Но курная изба имела и свои достоинства: использовался объем дома за счет его высоты для устройства полок, на которых хранились продукты, не боящиеся копчения, в процессе сушки дезинфицировались вещи, сети. Такие избы редко отсыревали, подкопченное дерево меньше подвергалось гниению, печь была более экономичной в части расхода дров по сравнению с дымоходной. Воздух в протопленной избе был суше, легче дышалось, поскольку из-за дыма избу приходилось часто проветривать.

По верху от печи устраивались полати, на которых могло уместиться целое семейство.

В XVI курные избы были в Москве. Зажиточные горожане кроме изб могли позволить себе иметь горницы на подклети, к которым по нагревательным трубам подавалось тепло.

Чтобы сложить печь требовалось определенное мастерство. Основанием фундамента печи служила сама земля-матушка, он делался из деревянного сруба и назывался опечье. На основание под днище печи (под) стелились доски, на них возводился из камня или кирпича свод печи.

Со временем русская печь обрастала массой нужных приспособлений: шесток- полка перед устьем печи для поддержания в теплом виде пищи в горшках и чугунках, туда же сгребались раскаленные угли для последующей растопки печи, в боковой стене печи делали ниши для сушки сырых рукавиц и лучины, полати сбоку от печи  - для старых и малых. В опечье в холодное время держали птицу и мелкий скот.

Русская печь-домашний очаг

Русская печь это уникальное сооружение. Протопленная печь дарит на целые сутки свое тепло дому и всем домочадцам. Пища, приготовленная в печи, самая вкусная и полезная.

Мало кто знает, что печь, ко всем ее достоинствам, была еще и баней для обитателей данного жилища, в отсутствии таковой. Из протопленной печи выгребали все угольки и золу, стелили солому, и, парильщик залазил ногами вперед с распаренным березовым веником, за ним закрывалась заслонка. Напарившись вдоволь, парильщик выбирался из печи и ополаскивался уже в помещении над корытом. Эта процедура считалась лечебной и оздоровительной.

В народе чтили и уважали труд каменщика, который ходил по деревням и весям, выполняя заказы по кладке печей. От его способностей зависело: будет ли печь жаркой, не угарной, не жадной, большой и красивой. Если удавалось  совместить все эти достоинства, цены не было тому каменщику и той печи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментировать

Архив
Архив