Технологии деревянного домостроения

Технологии деревянного домостроения 

История российского деревянного домостроения насчитывает несколько тысячелетий. На Руси из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей, но, к сожалению, этих строений практически не сохранилось из-за многочисленных войн и пожаров. И это было обусловлено не только его доступностью и дешевизной, но и замечательными качествами, свойственным только деревянному дому. В России деревянное домостроение  уступило свое положение строениям из камня в конце 19-го века.

Периодизация очень разнообразна, но многие специалисты - архитекторы выделяют 2 основных периода (до 21 века): первый период – с IX века до начала XVIII, второй – с середины XVIII века до начала XX. Итак, начнем наше путешествие по деревянному домостроительству…

У большинства крестьян и ремесленников периода Киевского государства (IX-XI вв.) в лесостепных восточных районах жилые помещения представляли собой полуземлянки. Дерево использовалось в них как подсобный материал. Из вертикально поставленных брёвен и жердей делался наземный остов, который снаружи и внутри обмазывался глиной. В землях же Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств (наиболее богатых лесами) жилые постройки крестьян и ремесленников имели иной характер. Они представляли собой наземные деревянные срубные постройки. Дерево здесь было основным строительным материалом. Избы преимущественно строили односрубные, т.е. из одной клети. Но иногда одну клеть соединяли с другой вплотную, получалась так называемая пятистенная изба (двухсрубная клеть); иногда соединяли две клети крытыми переходами или общими сенями (трёхсрубная клеть).

Подавляющее большинство изб отапливалось «по-чёрному» — очаг не имел специального дымохода, и дым выходил в открываемые дверь и окна. Такие избы назывались «курными». Окна в курных избах делались небольшие. Они вырубались на толщину одного-трёх брёвен и с внутренней стороны закрывались (заволакивались) деревянной задвижкой или щитком. Отсюда название этих окон — волоковые.

Наиболее употребляемыми породами деревьев в жилом  строительстве были сосна, ель и дуб. Кровли покрывали тёсом, дранкой, лемехом (небольшие дощечки с фигурным обрезом одного конца) и соломой. Для русской жилой архитектуры было типично применение украшений (резьба, роспись, раскраска, токарные детали). На фасадах чаще всего украшали оконные наличники, выступающую часть верхнего бревна покрытия — охлупня (князевой слеги), причелины кровли, некоторые детали крылец, ворот и калитки.

Качество столярных работ, характер обработки бревенчатой стены и других внутренних частей избы входило в понятие убранства жилья и называлось нарядом. К наряду же относилась окончательная уборка стен и потолка. Стены, особенно если они были бревенчатые, внутри и снаружи обшивались тёсом  взакрой; брусяные же отделывались в скобель. Потолок точно также подшивался тёсом или липовыми досками взакрой.

Обшивку стен тёсом нужно считать частным случаем, не имеющим широкого применения в крестьянских жилых постройках. Во-первых потому, что продольная пила появилась только в середине XVII века и не могла сразу распространиться среди плотницко-столярных артелей, и во-вторых, потому, что применение тёса значительно удорожало строительство и было мало кому доступно. Обшивка стен тёсом до XVIII века могла применяться лишь в дворцовом и хоромном строительстве. Даже значительно позже в народной жилой архитектуре стены оставляли бревенчатыми или брусчатыми, без обшивки. Основное внимание уделялось оформлению входа. Верхняя поперечная часть наличника имела чаще всего фигурный профиль. Рисунки профилей простые, встречаются не более чем в трёх вариантах. Полотнище двери обычно однопольное, гладкое, из двух-трёх широких досок.

Следует подчеркнуть умелое соединение форм, имеющих различную конфигурацию, как композиционный приём, часто встречающийся в народном искусстве: широкая полоса украшений, состоящая из параллельных выемок, завершается щипцом в центре, резьба — аркой, а проём и полотно двери прямолинейны.

Резьба наличников состояла обычно из трехгранно-выемчатых порезок, «жгутиков» в один, два и три ряда, «веревочки», «желобков», «зубчиков», «дыньки», «бочки» с перехватами, «репки» и т.д.  Иногда в оформлении применяли только две формы порезок. И благодаря умелому чередованию их и хорошему подбору размеров достигали художественной выразительности.

Резьба во внутреннем убранстве жилища составляла исключение. Только в царских и боярских хоромах «простой плотницкий наряд получал особую красоту, когда комнаты убирались столярной резьбой». Наиболее подробно о хоромном деревянном строительстве нам известно на примерах дворцов XVII в Измайловском и Коломенском.

В Коломенском дворце часть клетей соединялась переходами, сенями, а некоторые из них имели обходные галереи и крыльца. В покрытиях отдельных хором были применены все те разнообразные формы, выработанные плотницким искусством в церковной архитектуре: шатер (имеет форму высокой четырёх-, шести- или восьмигранной пирамиды), куб (все стороны покрытия сходятся в одну вершину и имеют плавные криволинейные очертания с выпуклостью в средней части), палатка (Применяется при покрытии пятистенной избы. Треугольные скаты кровли узких сторон имеют наклон), бочка и др. Несмотря на разнообразие решений отдельных частей, вся группа сооружений представляла собой единый художественный ансамбль.

Особой красотой и богатством резных украшений отличались интерьеры. Резьбой были украшены наличники и полотна дверей, окна, стены, потолок. Резьба на дверных и оконных наличниках располагалась главным образом на причелинах в верхней части проемов. Резные багеты, или, как их называли, дорожники, прикреплялись в верхней части стен, около потолка. При этом резьба в одной части жилища не шла вразрез с другими. Украшения потолка всегда соответствовали украшениям окон и дверей комнаты.

Резьба была расписана яркими красками и частично густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помещений были расписаны «живописным письмом»; на их полотнищах изображались цветы, травы, птицы, звери и картинки русской природы.

Даже по современным меркам получается весьма солидное сооружение общей площадью 7230 квадратных метров. Там, где дворец должен иметь пять этажей, высота его достигнет 20 метров. Состоящий из 120 помещений, он строился таким не сразу, а по мере прирастания царского семейства. К хоромам и покоям царя и царицы пристраивались покои царевича и царевен. В итоге получилась коллекция разнообразных объемов с тремя тысячами окон, вместе с тем представляющих собой единый живописный ансамбль.

Главное для строителей и реставраторов - воссоздать не только стены, а сам дух истории. В этом смысле очень многое будет зависеть от того, как удастся восстановить внутреннее убранство дворца.

Но, вернемся к истории…

Изменение условий быта, происходящее вследствие постепенного роста производительных сил и изменений структуры классового общества, развитие ремёсел, промышленности и торговли, обособление города от деревни обусловило и постепенное видоизменение жилой архитектуры. Менялась планировка, размеры, высота, освещение, отопление и художественное оформление. Но эти изменения в XVIII веке характерны только для жилой архитектуры центральных городов (Петербурга, Москвы). Наиболее резкое улучшение жилищных условий, коснувшееся провинциальных городов, наметилось в XIX веке. Тот же процесс  в крестьянской жилой деревянной архитектуре происходит во второй половине XIX века, но касается он лишь зажиточной части деревни. В середине XIX века курные избы составляли почти треть от общего числа жилых построек крестьян, особенно в центральных районах русского государства и деревнях, удаленных от промышленных центров.

Крестьянские жилые постройки России XVIII и XIX вв. подразделялись по территориальному признаку на центральные, северные, восточные и западные области и имели некоторые характерные особенности.

В XIX веке у части изб применяется стропильная конструкция перекрытия, и в этом случае при двухскатной форме кровли бревна с торцовых сторон не доходяг до конька. Торец фронтона зашивают досками, но чтобы смягчить резкость перехода от бревенчатой стены к дощатой глади фронтона и закрыть образовавшуюся щель, на месте стыка стены и фронтона стали приделывать доску, украшенную резьбой. Эта доска получила название «лобовая» или «карниз».

В технике рельефной резьбы выполнялись затейливые растительные орнаменты, среди которых иногда были вкомпанованы  мифическо-былинные изображения. Эта резьба известна под названием «корабельная резь». Техника и некоторые её формы были типичны для резьбы на судах и баржах, которые строились в XVI и XVII вв. в районе Нижнего Новгорода. Можно думать, что, сохраняясь в поколениях, эта резьба была использована в архитектуре XIX века, отчего и произошло её название.

В связи с применением лобзиковой пилы и выкружного пиления в архитектуре конца XIX века распространилась более дешёвая по выполнению, чем рельефная, пропильная резьба. Пропильная резьба встречается главным образом в жилой деревянной архитектуре городов, частично в архитектуре деревень, расположенных поблизости от города.

Деревянные постройки актуальны и по сей день, уже в 21-м веке дерево используется как для строительства частных домов, так и для строительства общественных сооружений (офисов, ресторанов, баз отдыха, горнолыжных курортов и т.д.).

http://www.vedamost.info/2012/05/blog-post_8971.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментировать

Архив
Архив